- Наталья Петровна, объединение проходило трудно?
- Скорее ступенчато, ведь с момента подписания приказа об объединении в октябре 2006 года и до того, как начались занятия в новом здании в сентябре 2007-го, школы оставались в разных местах, но действовать должны были согласованно. Так что, по сути, реальным вторым моментом объединения у нас был именно 2007 год. И мы сразу же должны были освоить предоставленные нам пространство и современное оборудование. Нас поддерживали научные институты, методисты, Департамент образования города Москвы, чтобы учителя как можно скорее, но не в ущерб учебному процессу и ученикам, создали единое информационно-образовательное пространство и реализовали новую на тот момент концепцию «Школа будущего».
- А как отреагировал на перемены коллектив?
- Конечно, с воодушевлением. Но нельзя не сказать о чувстве легкого опасения. Иногда думали, а вдруг не справимся, не получится, потому что это было нечто из серии еще утром это утопия, а после обеда - уже реальность. И этой реальности нужно было учиться. Необходимо было создать открытое образовательное пространство, обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования, создать уклад школы, сохранив лучшие традиции и заложив новые. Планка была поставлена высоко. Сегодня я уже могу сказать, что нельзя ставить планку так, чтобы ее можно было преодолеть с первой попытки. Поэтому у нас была установка: мы не только учимся работать в новых условиях, но и начинаем транслировать свой опыт.
Режим работы, конечно, был непростой: каждому педагогу нужно было учиться работать по-новому. То, что казалось привычным (мел и доска), осталось в прошлом, появились новое оборудование, новые идеи, новое построение урока и, конечно, ожидание нового результата. Все это сейчас кажется обычным, а в 2006 году это был прорыв. Само время ставило все новые и новые задачи перед школой. Мы понимали, что попали в мощную волну перемен.
- Всем удалось остаться в строю при таких темпах работы?
- Конечно, нет. Часть учителей, понимая, что нагрузка и ответственность колоссальная, ушли. Это правильно. На их место пришли новые, креативные, творческие, желающие работать по-другому.
Причем пришла не только молодежь, хотя и бытует мнение, что новые технологии - прерогатива нового поколения, многим захотелось попробовать свои силы. Учитель, его потенциал и интерес к делу не так уж сильно коррелируют с возрастом. Творческий учитель уйдет из образовательной организации, где налицо стагнация, и будет искать применение своему мастерству в новом динамичном коллективе.
- Можно ли сегодня говорить о том, что школа №2030 - это уже целиком и полностью то, чего мечтали добиться на старте, в 2007-м? Насколько... не говорю легко, скорее слаженно, последовательно удалось этого достичь?
- Работу в школе я бы сравнила с греблей против течения. Перестаешь грести - отнесет назад. Усиление динамики и широты этого потока мы почувствовали, после того как все столичные школы встали на путь модернизации. В 2011 году изменилась система финансирования, начался этап реализации ФГОС. Нужны были новые механизмы в управлении финансами и, не менее важно, новые проекты в содержании образования.
- И что удалось придумать?
- Концептуальной инновацией стал «Курчатовский проект», в рамках которого мы как базовая школа под руководством Департамента образования города Москвы и совместно с НИЦ «Курчатовский институт» приступили к реализации новой идеи - изучение предметов естественно-научного цикла на основе конвергенции.
Что это такое? Конвергенция наук и технологий рассматривается современными учеными как новый этап научно-технического развития. Образование, отвечая на вызовы времени, меняет подходы в обучении, особенно по предметам естественно-научного цикла. В основу проекта был положен междисциплинарный подход, который реализуется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования путем организации исследовательской деятельности, проектирования и, что особенно важно, при моделировании процессов, происходящих в окружающей нас природе.
Мы исходили из того, что, как говорит директор НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, «в основе конвергенции лежит соединение возможностей современных технологий с конструкциями, созданными живой природой».
Так, например, при работе над проектом в 3-м классе «Большое путешествие в маленьком мире насекомых на жестяных крыльях» глаза стрекозы рассматривались как оптический прибор, состоящий из десятков элементов фасеток. Здесь дети, знакомясь с законами физики, открывали для себя окружающий мир по-новому.
К «Курчатовскому проекту» у нас проявили интерес даже воспитатели дошкольного отделения. Они выразили желание стать его участниками.
- Наталья Петровна, и вы согласились?
- Конечно, и уже с 1 сентября 2014 года наши дошкольники вместе с первоклассниками приходят на экспериментальные занятия. На их глазах класс превращается в научную лабораторию, и это, конечно, повышает свойственную детскому возрасту любознательность, интерес к окружающему миру. И, что немаловажно, начиная с начальной школы происходит формирование культуры научного труда.
- То есть ваш детский сад периодически ходит на уроки с начальной школой? А как же ФГОС дошкольного образования и основной школы, которые отличаются по требованиям и задачам, а здесь, получается, вы сводите их воедино...
- Никто не ставит под сомнение ФГОС и выверенность их позиций, но дело в том, что ребенок по своей природе конвергентен: до прихода в школу он воспринимает мир и все его проявления целостно, он не думает, скажем, о человеческом глазе лишь как об объекте биологического или физического знания.
Именно поэтому и стали возможны совместные занятия для дошкольников и младших классов. Такой подход помогает обеспечить безболезненный и осмысленный переход нашего дошкольного звена в школьное. А совместные занятия педагогов дошкольного и начального образования, семинары и мастер-классы помогают выработать единые подходы, модели, способы организации учебной деятельности.
Благодаря этому мы можем говорить о единстве образовательного процесса, о непрерывности образования для ребенка, об отсутствии ступеньки между уровнями образования. Мы не делим наш комплекс на школу и детский сад.
- Судя по всему, школа - это самое интересное место в жизни ваших учеников. А для учителей? Как удается их увлечь и удержать?
- Мне кажется, сегодня для ряда школ задача по сохранению стабильного педагогического коллектива становится еще труднее, потому что зарплата уже не является единственным мотиватором. Для учителя важен факт самореализации, раскрытия его творческого потенциала, именно от учителя должен идти посыл по созданию творческих проектов.
Например, в таком симбиозе профессиональной задачи и личного интереса родился наш театрально-научный проект, затронувший тайну последнего года жизни Моцарта. Неужели австрийского гения отравили? Чтобы это выяснить, мы исследуем и представляем участникам конференции и художественный текст, «маленькую трагедию» Пушкина «Моцарт и Сальери», и фрагменты известной книги Дэвида Вэйса «Возвышенное и земное», и документально оформленные материалы ученых-физиков из Обнинского института, исследовавших с помощью спектрального анализа и других научных методов уникальные дошедшие до наших дней артефакты середины и конца XVIII столетия.
Если же вновь вернуться к вопросам конвергентности образования, то именно коллектив и предложил соединить естественно-научные области с гуманитарными. А поскольку Москва - это сама по себе уникальная образовательная среда, где соединились и наука, и культура, и образование, школа обязана использовать этот потенциал развития каждого ребенка.

Школа №2030 - это:
более 1,5 тысячи учеников;
82 педагога, в том числе 27 мужчин. Четвертая часть коллектива - молодые специалисты;
25 тысяч квадратных метров помещений;
физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейнами и спортивными залами, школьный музей, театральная студия, студия анимации, кино и телевидения, вокальная и хореографическая студии, спортивные секции;
по итогам 2014 и 2015 годов школа вошла в число 200 лучших школ России.

Слагаемые успеха от Натальи Рябковой
Директор должен уметь брать на себя ответственность.
Директор должен быть уверен в себе: даже если я чего-то не знаю, коллектив уверен, что я знаю многое, а то, что еще не знаю, могу узнать.
Нужно вникать во все, особенно в то, что делают твои подчиненные, чтобы понимать, что можно спросить с них.
Директор должен уметь общаться со всеми участниками образовательного процесса одинаково заинтересованно. Это важный шаг на пути к открытости и консолидации школы.
Необходимо все время работать на опережение и идти в авангарде коллектива.
Ева АНДРЕЕВА, Москва